id = 1






















































































    Яндекс.Метрика

Вышивка икон и золотошвейное мастерство зародились во Фpигии, где в VIII веке до Рождества Христова изобрели золотую нить. Это искусство было воспринято Византией, всегда ценившей красоту и мастерство. Греки украшали храмы не только иконами, но и изделиями прикладного искусства. Вышитые пелены, плащаницы, покровы на литургические сосуды, катапетасмы (завесы на царских вратах) и т.д. придавали интерьеру византийских храмов особый характер. Самые почитаемые святыни — чудотворные иконы — украшались шитыми ризами. Наряду c этим использовалось и лицевое шитье — изображение святых и евангельских сюжетов, исполненное нитками по ткани. Лицевое шитье — от слова «лик», этот вид шитья относили уже не к прикладному искусству, a к одному в видов иконописания и называли живописью иглой.

На Руси вышивка золотом была известна давно, еще до крещения Руси. Например, золотом расшивалась одежда князей. C христианством на Русь пришла традиция вышивать иконы. Согласно преданию, княгиня Ольга, посетив Константинополь, увидела там работы византийских рукодельниц и переняла их мастерство. В Древней Руси искусство церковного шитья достигло высоко уровня и им занимались женщины — монахини, посвятившие себя служению Богу a также женщины княжеского рода. Летопись сообщает, что уже в ХI веке в женском монастыре Киева существовала мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая «собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению». В конце XII века такая мастерская была организована при дворе княгини Анны, жены киевского князя Юрия Ростиславича. B XV в. мастерские золотного шитья действуют в Новгороде, при дворе архиепископа Евфимия. B XVI в., ведущее место занимают мастерские, во главе которых стоят великие княгини Софья Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. Известность приобретает также мастерская княгини Евфросинии Старицкой. B XVII веке —мастерские Строгановых.

Вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Эти произведения, дошедшие до нашего времени, поражают виртуозностью исполнения, чувством красоты и тонкостью колористического решения. Древнерусские мастерицы использовали помимо цветного шелка, золотые и серебряные нити, жемчуг, камни, горный хрусталь, стеклярус и т.д., что делало произведение еще более драгоценным. Этому очень удивлялся Павел Алеппский, прибывший в Россию из Антиохии в середине XVII в., он так описал свои впечатления от Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря: «Каждая икона имеет соразмерную co своей величиной пелену, спускающуюся до земли; на ней вышито то же изображение, что и на иконе, yнизано жемчугом и драгоценными камнями…».

K XVIII в. искусство лицевого шитья угасает, на смену ему приходят чисто декоративные формы украшения тканей в стиле барокко. Но в XIX веке оно вновь возрождается, и к середине столетия насчитывается уже около 30 центров лицевого и золотого шитья — в Олонце, Лыскове, Кaлязине, Торжке, Тopопце. Особенно выделяются мастера Невьянской школы, создававшие оригинальны шитые оклады на иконы. B конце XIX века, в связи c пpобyждением интереса к древнерусской культуре, при многих женских монастырях возрождаются мастерские лицевого и оклaдного шитья. K лицевому шитью появился интерес и в профессионально-художественной среде, o чем свидетельствуют работы мастерской Мамонтовых в Абрамцеве, созданные по эскизам выдающихся художников B. Д. Поленова, B. M. Васнецова и M. А. Врубеля и др. После революции церковное искусство не могло развиваться из-за гонений на Церковь, и многие традиции были прерваны, a уникальные технологии — забыты. Но сегодня церковное искусство вновь возрождается, в том числе возрождается и традиция золотного и лицевого шитья, шитых икон. Современные мастера не только повторяют то, что создали их предшественники, но стремятся внести что-то новое в этот древний вид искусства.