id = 2






















































































    Яндекс.Метрика
Вышивка икон: история и современные суждения

Вышитая икона может стать отличным подарком близким на венчание, рождение ребенка, юбилей. Особенно популярны среди рукодельниц вышивки Николая Чудотворца, Казанской, Владимирской Божьей Матери, Ангела Хранителя, Серафима Саровского, ну и конечно именные иконы Святых заступников.

Итак, прежде всего, нужно вспомнить почему на Руси появились вышитые изображения святых. Они пришли к нам из Византии, во времена крещения Руси, особое распространение получили в XV веке, до этого основная масса икон была написана маслом. Вообще появление вышитых изображений святых было связано с необходимостью брать иконы с собой в военные походы.
Со временем возникла особенная техника вышивки, в которой были выполнены такие изображения святых. Она стала называться лицевое шитье. Вышивка выполнялась шелковыми нитями на натуральной шелковой и льняной основе, в работе использовались оттенки бежевого и серо-бежевых тонов, а для вышивки одежд небольшое количество золотых, серебрянных и прочих дорогих нитей. Главный аспект делался на лик Святого, особенно выразительно выделялись глаза. Икона делилась на личное — то есть открытые части тела святого, которые выполнялись «атласным» швом или швом в «в раскол», и доличное — одежды святого, пейзаж, которые вышивались цветными нитями и золотыми или серебрянными «в прикреп». Такую икону можно было легко свернуть как флаг, она была очень легкой и удобной в походных условиях.
Также в этой технике вышивались хоругви, плащаницы, иконостасы, одежды священнослужителей, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и многое другое.
Однако уже в XVI веке вышитые иконы стали приобретать совсем другое значение. Постепенно становится царским занятием, появляются "царицыны мастерские" — светлицы, во главе которых стояли именитые киевские княгини и такие царицы, как Ирина Годунова и Анастасия Романова. В XVII веке появляются мастерские именитых людей, купцов Строгановых. При этом сами иконы становятся намного богаче, усиливается декоративность образов, используется большее количество оттенков шелка для одежды, фон иконы украшается драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, увеличивается количество золотых и серебряных нитей. Многие современные искусствоведы считают, что именно после этого происходит кризис лицевого шитья. Техника разделилась на два радикальных направления: во многих произведениях этого периода стала преобладать схематизация образа, появляются жесткие притенения на личном, утолщаются контуры фигур и упрощается проработка фоновых деталей, или же, потеряв свои канонические основы, шитье начинает превращаться в живописные картины. Такие картины в XVIII-XIX веках практически заменили иконы в русских храмах того времени.
В период Советской власти очень много икон было сожжено и утеряно, современные мастера восстанавливают традиции лицевого шитья по немногочисленным дошедшим до нас образцам древнего мастерства.

Благодаря этому многовековому процессу современные церковные каноны стали намного лояльней к вышитым иконам, чем те, что были изначально. Во многих церквях даже сегодня сохранились иконы вышитые полностью крестом или бисером, в отступлении от изначально, в которых одназно говорилось, что лики и символика должны быть либо написаны маслом, либо вышиты лицевым шитьем. Вышивка крестом изначально не предназначалась для вышивки икон вовсе.
Сегодня многие священники по-прежнему не воспринимают вышитые полностью крестиком иконы, они говорят, что ничего плохого в таком изображении нет, но и иконой оно не является, это просто картинка, которую можно повесить на стену рядом с вышивкой цветов и пейзажем.
Другие же, считают, что не важно в какой технике выполнена вышивка иконы главное, чтобы в нее было заложены правильные намерения и она была освящена в церкви.
Также существует мнение по поводу освещения икон, что само изображение святого уже освящает икону и дополнительно освящать в церкви ее не нужно …
Все эти разночтения — следствия эволюции в сознании церкви. Бурное развитие технологий печати на тканях и полиграфии сделали таинство создания икон доступным простым людям. Творения этих людей еще очень новы для церкви и единого взгляда на вышивку еще не сформировалось.
Церковь сегодня однозначно признает бисерные иконы, вышитые на специальной канве с напечатанными ликами и символикой. Наверное поэтому эта техника приобретает все большее количество поклонников. Однако и для этой техники существуют свои правила, которые желательно соблюдать.